Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Архив новостей



Какой уровень конкуренции на товарных рынках?



GISMETEO: Погода по г.Астана

Курсы валют Нацбанка РК
prodengi.kz
Логин:


Пароль:


"Построим будущее вместе"

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28 января 2011 года
Блог Председателя









 «Бейбітшілік пен жасампаздықтың 
20 жылы»

«20 лет мира и созидания»


Вопрос-ответ


Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.
Ваше имя (*)

Город

Email

Ваш вопрос



Повторите код на картинке



Владимир [dagane@bk.ru] , Донецк
Вопрос: Прошу Вас дать разъяснение касательного применения ст. 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон) к сделкам которые осуществляются иностранными субъектами хозяйствования, в контексте нормы п.2 ст. 3 Закона на следующем примере: Вводная информация: Компания А – юридическое лицо – резидент Кипра, которое связано отношениями контроля (владеет более 50% акций) с юридическим лицом, зарегистрированным на территории Республики Казахстан и входит с ним в одну группу лиц в понимании ст. 7 Закона. В группу Компании А также входят юридические лица, зарегистрированные на территории Украины, России, США, стран Евросоюза. Компания Б – юридическое лицо - резидент Украины, которое НЕ осуществляет предпринимательскую деятельность на товарных рынках Республики Казахстан, НЕ имеет на территории Казахстана обособленных структурных подразделений, должностные лица которого НЕ совмещают должности в органах управления какого-либо субъекта хозяйствования – резидента республики Казахстан. Компания А (группа лиц) не владеет акциями Компании Б. Ни юридическое лицо-резидент Казахстана, которое связано отношениями контроля с Компанией А, ни Компания Б (группа лиц Компании Б) не занимают монопольного положения на каких-либо товарных (работ, услуг) рынках Республики Казахстан. В то же время: - совокупная балансовая стоимость активов Компании А (группы лиц приобретателя) и Компании Б за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату этого Обращения; - объем реализации товаров Компании А (группы лиц приобретателя) на территории республики Казахстан за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя. Вопрос: Компания А (группа лиц, связанных отношениями контроля с Компанией А) планирует осуществить экономическую концентрацию путем приобретения долей участия в уставном капитале Компании Б, при котором Компания А (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных долей. Есть ли необходимость в данном случае получать предварительное разрешение Агентства Республики Казахстан на осуществление такой концентрации?

Ответ:

Уважаемый Владимир!

 

          В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон) экономической концентрацией признается приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось двадцатью пятью или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка.

          Как следует из Вашего обращения, компания А, не распоряжается акциями компании Б, планирует осуществить экономическую концентрацию путем приобретения более двадцати пятью процентов акций в уставном капитале компании Б.

          Согласно пункту 3 статьи 50 Закона согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 статьи 50 Закона, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.                             

          Совокупная балансовая стоимость активов и совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год компании А (группы лиц) и компании Б превышают двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя.

         Таким образом, на совершение планируемой сделки необходимо получение согласия антимонопольного органа.

 



Дмитрий Гусак [gusak78@azkrk.kz] , Костанай
Вопрос: Здравствуйте скажите пожалуйста, я проживаю в поселке и пользуюсь услугами водоснабжения, но я не заключал договор на оказание услуг по водоснабжению с услугодателем. Мне сказали если я не заключю договор то я не смогу производить оплату по субсидиарному тарифу. Скажите обязательно ли для получения субсидии заключать договор.

Ответ:

Уважаемый Дмитрий!

Данный вопрос не входит в компетенцию антимонопольного органа. Рекомендуем Вам обратиться в уполномоченный орган Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.

 



Мухтар Шакен , Алматы
Вопрос: Добрый день! Недавно импортировал автомобиль мерседес в Казахстан, и начал процедуру таможенного оформления автотранспорта. Собрал документы (транспортные, инвойс и т.д.), которые требуются согласно законодательству РК, однако представители Таможенного комитета не приняли документы и попросили представить СПРАВКУ (якобы подтвеждающую, что это Мерседес, хотя во всех документах указан автомобиль и есть сертификат и США) от официального диллера Мерседес в РК Блю Стар (находится по ул.Суюнбая), добавив, что без этой справки из Блю Стар они не примут документы. Далее я проехал в Автоцентр Блю Стар и попросил выдать мне справку, однако получил ответ, что компьютеры она (девушка менеджер)выключила и сможет выдать только завтра. Я спросил можно ли такую справку получить в другом месте или у других диллеров, на что получил ответ "что такие справки выдает по всему РК только их компания (в регионы скидывают по факсу в ТК и ГАИ), и что Таможенный комитет и Комитет Дорожной полиции не примут документов без их справки". На следующий день менеджер распечатала мне на своем принтере из базы 3 листа А4 с описанием моей машины (комплектация, объем двигателя и т.д. фактически те же данные, которые были у меня из США), поставила свою подпись и печать фирмы на последней странице, затем попросила меня оплатить в кассу 10 000 тенге. На мои просьбы показать расценки, а также возмущение завышенной ценой за 3 листа с печатью, менеджер сказала, что это решает Директор компании. Согласно изложенному прошу Вас рассмотреть возможность привлечения к ответственности Официального диллера Мерседес в РК за завышение цены (несопоставимы расходы и цена за услуги) и злоупотребление МОНОПОЛЬНОГО права на рынке предоставления услуг. А также провести проверку на возможный сговор между официальными дилерами и Таможенным комитетом, а также Комитетом Дорожной полиции (согласно законодательству они не должны просить такие справки). Кроме того прошу принять меры и в отношении других диллеров автомобилей (BMW-Бавария центр почти 4 000 тенге, Mitsubishi, Daewoo, Audi, Volkswagen, Porsche- Меркур, Bentley и т.д.) или включить их в список монополистов по данному виду услуг (при этом оштрафовав за предыдущее завышение цен). В случае необходимости могу еще представить заявления и других людей оформлявших автомобили. С уважением, Мухтар Шакен

Ответ:

Уважаемый Мухтар!

 

         На основании поступившего в Агентство Вашего официального обращения относительно высоких цен на оказываемые услуги Блю Стар, а также на действия Таможенного комитета и Комитета дорожной полиции в части возможного сговора с Блю Стар сообщаем, что в настоящее время Межрегиональной инспекцией Агентства по Алматинской области и городу Алматы (далее – Инспекция) начато предварительное рассмотрение сведений о нарушении антимонопольного законодательства Республики Казахстан на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства Республики Казахстан.

О результатах проведенной работы Вам будет сообщено Инспекцией дополнительно.



Аида [kurametova@bf.kz] , Тараз
Вопрос: Могут ли государственные предприятия вести раздельный вид деятельности предусмотренный их уставом, для государственной монополии и предпринимательской деятельности.

Ответ:

Уважаемая Аида!

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Республики Казахстан                «О конкуренции» (далее - Закон) государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения путем закрепления Законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им.

Пунктом 3 данной статьи субъекту государственной монополии запрещается:

1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;

2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности юридических лиц;

3) переуступать права, связанные с государственной монополией.

В этой связи, субъекту государственной монополии запрещается заниматься любой иной предпринимательской деятельностью Республики Казахстан.



Светлана [Smamleeva@grk.kz] , Алматы
Вопрос: Здравствуйте! Ответьте пожалуйста на следующий вопрос: Компания А имеет участников Б (60%) и С (40%). в 2008 году компания Д вошла в состав участников компании А путем приобретения доли у компании С в размере 20%. В дальнейшем компания Д увеличила свою долю в уставном капитале компании А путем внесения дополнительного вклада до 49%. Необходимо ли было компании Д получить согласие на экономическую концентрацю при внесении дополнительного вклада в уставный капитал и увеличении доли?

Ответ:

Уважаемая Светлана! 

Как следует из Вашего письма, компания Д, владеющая 20 % долей в уставном капитале компании А, увеличила долю до 49 % путем внесения дополнительного вклада.   

В соответствии  с подпунктом 2) пункта 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) экономической концентрацией признается приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось двадцатью пятью или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка

Согласно пункту 3 статьи 50 Закона согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 данной статьи, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

В связи с чем, ввиду недостаточности информации по балансовой стоимости активов компании Д и лиц, входящих с ним в одну группу лиц, или совокупный объем реализации товаров  компании А  (группы лиц) и Д, а также о наличии доминирующего или монопольного положения данных компаний на соответствующем товарном рынке, то невозможно представить однозначного разъяснения по вопросу требуется ли получение согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию.

Учитывая изложенное, отмечаем, что данный ответ подготовлен на основании Вашей информации.

При этом, согласно пункту 5 статьи 49 Закона, в случае, если предоставленная информация недостоверна и будет совершена экономическая концентрация без согласия антимонопольного органа, которая привела к установлению или усилению доминирующего или монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции, то данная сделка может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 147-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях Агентство вправе привлечь к административной ответственности за совершение экономической концентрации субъектами рынка без получения разрешения антимонопольного органа в случае, если наличие такого разрешения необходимо.



Саягль [sajagul.zhanalina] , Караганда
Вопрос: Здравствуйте! Мы хотим заключить договор на оснований ст. 4 Закона о госзакупках без применении норм с РГП «Казахстанский институт метрологий (КазИнМетр)» на проведения метрологической аттестации средств измерений. Хотим узнать РГП «КазИнМетр» является ли монополистом в этой сфере. Заранее благодарю

Ответ:

Уважаемая Саягуль!

 

В соответствии с подпунктом 27) пункта 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» государственные закупки осуществляются без применения норм данного Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случае приобретения товаров, работ, услуг у лица, занимающего доминирующее (монопольное) положение на определенном рынке закупаемых товаров, работ, услуг, доля которого на таком рынке равна 100 % либо у субъекта государственной монополии по основному предмету его деятельности.

На основании подпункта 4) статьи 6 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» монопольное положение – положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю на соответствующем товарном рынке.

При этом, согласно подпункту 16) этой же статьи Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение – перечень субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке (далее – реестр), за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной или государственной монополии.

В настоящее время РГП «КазИнМетр» включен в реестр по виду деятельности «проведение испытаний изготавливаемых в Республике Казахстан и импортируемых средств измерений на соответствие установленным требованиям» с долей доминирования свыше 35 % в географических границах Республики Казахстан.



Жанна [12131@azkrk.kz] , г. Астана
Вопрос: Антимонопольным органом было предложено ГКП преобразоваться в ТОО или АО. Пока еще судьба предприятия не решена, решения собственника нет, однако финансирование уже прекращено и людям не выплачивается зарплата. Насколько законны действия администратора бюджетной программы?

Ответ:

Уважаемая Жанна!

Пока собственником не принято решение о преобразовании Вашего предприятия в ТОО или АО, действия администратора бюджетной программы преждевременны и противоречат действующему законодательству о труде.



Елдос [elanisa@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Здравствуйте!!! Вопрос у меня такой. У нас на территорий фирмы есть свой септик. Теперь Астана су арнасы говорит что мы должны платить за септик якобы по Решению антимонопольного комитета 2003 года.

Ответ:

Уважаемый Елдос!

 

В соответствии с подпунктом 12) пункта 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» к сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы)  водохозяйственной и (или) канализационной систем.

Согласно пункту 12 Перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2006 года № 155 очистка сточных вод относится к сфере услуг канализационной системы.

Государственное коммунальное предприятие  «Астана Су Арнасы» состоит в Местном разделе Государственного регистра субъектов естественных монополий по городу Астане по состоянию на 13 мая 2011 года размещенного на Интернет ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий в сфере водохозяйственной и  канализационной систем, в том числе по виду регулируемых услуг отвода и очистка сточных вод.

Учитывая, что уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, необходимо с Вашим вопросом обратиться в Департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий по городу Астане.



Елена [elenabyg@rambler.ru] , г. Тараз
Вопрос: Здравствуйте,после установки в нашем многоквартирном доме счетчика по учету потребления горячей воды повысилась сумма оплаты у тех жителей, у которых установлены счетчики на горяую воду в квартирах. Подающая организация считает расход воды всему дому и раскидывает на всех жителей независимо от того, есть счетчик или нет. В связи с этим сумма оплаты увеличилась вдвое. Так же, оплату за установку счетчика монополист возложил на жителей многоквартирного дома дополнительно к сумме оплаты за потребленную воду. Нормы расчета за потребленную горячую воду противоречат здравому рассудку. Спасибо.

Ответ:

Уважаемая Елена!

Из представленных Вами данных установить наличие либо отсутствие признаков нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан и законодательства в области защиты прав потребителей не представляется возможным, так как не указаны конкретные данные по услуге горячего водоснабжения, в том числе наименование предприятия, оказывающего данную услугу.

В соответствии с разъяснением Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 21 декабря 2010 года № 7-19/6696,  согласно ст.1 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, относится к категории анонимных обращений.

Анонимные обращения не подлежат рассмотрению, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящемся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Согласно п.22 ст. 38 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Таким образом, рекомендуем заявителям обратиться в Агентство с изложением имеющихся фактов и с приложением подтверждающих материалов для рассмотрения данных вопросов в рамках антимонопольного законодательства Республики Казахстан и законодательства в области защиты прав потребителей.



наталья [eskomar@azkrk.kz] , Алматы
Вопрос: добрый день! прошу дать ответ на мой вопрос: "Может ли услуга занимать на рынке монопольное положение?" В законе указан товарный рынок. Если да, то кто определит, что услуга данного поставщика является монопольной? Благодарю за скорый ответ

Ответ:

Уважаемая Наталья!

 

В соответствии с подпунктом 11) статьи 6 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) товаром является товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота.

Таким образом, под понятие «товарный рынок» подпадает сфера оборота товара (работы, услуги) или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности потребителя приобрести товар (работу, услугу).

В связи с чем, субъекты рынка, предоставляющие какие-либо услуги на соответствующем товарном рынке, могут занимать доминирующее или монопольное положение.

Следует отметить, что подпунктом 11) пункта 1 статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» предусмотрено, что антимонопольный орган осуществляет анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Согласно пункту 1 статьи 47 Закона о конкуренции целями проведения анализа товарных рынков являются определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, для разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.

Тем самым, определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение относится к компетенции антимонопольного органа.

        



первая | « | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | » | последняя