Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Архив новостей



Какой уровень конкуренции на товарных рынках?



GISMETEO: Погода по г.Астана

Курсы валют Нацбанка РК
prodengi.kz
Логин:


Пароль:


"Построим будущее вместе"

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28 января 2011 года
Блог Председателя









 «Бейбітшілік пен жасампаздықтың 
20 жылы»

«20 лет мира и созидания»


Вопрос-ответ


Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.
Ваше имя (*)

Город

Email

Ваш вопрос



Повторите код на картинке



Самурай [Sam_rae@azkrk.kz] , Алматы
Вопрос: Добрый день, прошу соощить, какой % можно добавить при продаже на продукт и если можно ссылку на Закон, так как в Законе о конкуренции я не нашел

Ответ:

Уважаемый Самурай!

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» (далее – Закон)  цены на товары определяются субъектами торговой деятельности самостоятельно, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, и случаев, когда по требованию поставщика заключается договор поставки продовольственных товаров, в котором по соглашению сторон устанавливается размер предельной торговой надбавки. При заключении договоров поставки социально значимых продовольственных товаров размер предельной торговой надбавки должен быть установлен в обязательном порядке. Сделка, совершенная с нарушением данного требования, недействительна.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона в случае превышения пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары на территории области, города республиканского значения, столицы Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать размер предельно допустимых розничных цен на них на территории области, города республиканского значения, столицы на срок не более чем девяносто календарных дней.

Таким образом, при превышении размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары, устанавливаемых в соответствии с частью первой настоящего пункта, субъект торговой деятельности несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.



Anuar [anur.zz@azkrk.kz] , Караганда
Вопрос: Добрый день, хотелось бы узнат, наше предприятие оказывает услуги по предоставлению услуг Локомотивной тяги, маневровых работ и погрузки выгрузке грузов по 2м фронтам. Каким образом определить является ли Товарищество доминантом или субъектом естественных монополии, какие действия необходимы для включения в реестр,и возможны ли приминить санкции со стороны АРЕМ за деятельность в период 2009 2011 годы? Спасибо

Ответ:

Уважаемый Ануар!

 

 

Доминирующее положение субъекта рынка на соответствующем товарном рынке определяется по итогам проведенного антимонопольным органом анализа.    

Анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках антимонопольный орган осуществляет в соответствии с Законом Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон).

Целями проведения анализа товарных рынков в соответствии со статьей 47 Закона являются  определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, для разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.

При этом, согласно пункту 2 статьи 12 Закона доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет 35 и более процентов. Доминирующим также признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если:

1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет 50 или более процентов;

2)      совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет 70 и более процентов.

Агентством формируется Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее - реестр) - перечень субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной или государственной монополии.

Реестр размещен на сайте Агентства.

 

Сферы естественных монополий определены Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

Перечень регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2006 года № 155 «Об утверждении перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий».

Уполномоченным органом, осуществляющим регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.



Кайрат [asdadil93@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Добрый день. Для заключения Договора с Астанасуарнасы в новом жилом доме Шанырак по улице Дукенулы 38 офис №8 мне не пломбируют счетчик бетар, а обязывают установить радиомодульные счетчики стоимостью 30000 тг каждый. Правомерно ли их требование?

Ответ:

Уважаемый Кайрат!

 По данному вопросу Вам необходимо обратиться в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, так как данный вопрос входит в компетенцию данного ведомства.

Деятельность ГКП «Астана Су Арнасы» относится к сфере естественной монополии.



Илья Николаевич [ilya_dronov@azkrk.kz] , с Шарбакты
Вопрос: Для более эффективного распределения нагрузки на энерггосистему введен двухтарифный режим учета и оплаты электроэнергии. Ночью оплата ниже - тут вопросов нет. Почему я должен днем платить больше? Кто устанавливает такие тарифы?

Ответ:

Уважаемый Илья Николаевич!

По данному вопросу Вам необходимо обратиться в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, так как данный вопрос не входит в компетенцию антимонопольного органа.



Наташа [SARS.72@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Спасибо за ответ на мой предыдущий вопрос Прошу Вас разъяснить порядок определения предельной цены. Действующим законодательством есть обоснованные цены и предельные. При этом повышение цены не более предельной цены, не требует согласования. Достаточно только уведомления за 5 дней. В противном лучае необходимо высылать уведомление за 30 дней до повышения с приложением соответствующих расчетов. На практике, как правило, субъекты рынка не обращаются в АЗК с уведомлениями об установлении предельной цены,кторая бы превышала их действующие тарифы. То есть, к примеру, действующий тариф составляет 100 тенге. Субъект рынка, занимающий доминирующее положение, решил повысить его до 120 тенге. При этом, при расчетах, получается, что в принципе возможно повышение и до 150 тенге. Субъект рынка согласовывает предельную цену - 150 тенге и в дальнейшем, при повышении цены до предельной, он только наравляет уведомления за 5 дней. Но, как правило, субъектц рынка направляют уведомления с указанием именно тех цен, которые они намерены применять(в данном случае 120 тенге). Т.е. в этом случае цена 120 и будет считаться предельной? 1) Прошу сообщить, правильно ли мной изложен порядок определения предельной цены? 2) Кроме того, Правилами ценообразования предусмотрен перечень расходов, которые подлежат учету при определении цены. Прошу сообщить, каков допустимый уровень рентабельности? 10%?25%? 3) Уведомление о повышении цен высылается за 30 дней. Вправе ли субъекты рынка повышать цены до истечения 30дневного срока, если цену АЗК согласовало раньше?

Ответ:

Уважаемая Наташа!

 

Одной из целей Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон) является государственное регулирование и контроль за ценообразованием на регулируемых рынках.

         Законом предусмотрено, что государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов регулируемого рынка в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, нефтепродуктов и газа, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи (статья 7-1 Закона).

При этом, субъектами регулируемого рынка являются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (за исключением субъектов естественной, государственной монополии и энергопроизводящих организаций):

         1) включенные в реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее - Реестр);

         2) реализующие продукцию, товары и услуги, включенные в номенклатуру, установленную Правительством Республики Казахстан.

Таким образом, при включении субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках, в Реестр, на них распространяется государственное регулирование цен и применяется порядок ценообразования, предусмотренные статьями 7-1 и 7-2 Закона.

Уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование и контроль за ценообразованием субъектами регулируемого рынка, является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.

Что касается субъектов не регулируемого рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке и включенных в реестр, то отмечаем, что законодательством для них порядок изменения тарифа (цены) не регламентирован.

Вместе с тем, в случае, злоупотребления субъектами рынка - доминантами/монополистами своим положением, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен, применении разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка без объективно оправданных на то причин антимонопольный орган применяет в отношении таких субъектов меры антимонопольного реагирования.



Дорогин Алексей Владимирович [dorogin@ya.ru] , Алматы
Вопрос: Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, почему в Республики Казахстан такая низкая ставка акцизов на табачные изделия? Табачные изделия не являются товаром первой необходимости. В любой стране Европы данные акцизы намного выше. Надеюсь, что Ваше агентство рассмотрит повышение акцизов на табачные изделия и приравняет их к европейским странам.

Ответ:

Уважаемый Алексей Владимирович!

Вопрос ставки акцизов не относится к компетенции нашего Агентства, рекомендуем обратиться в уполномоченный орган - Министерство финансов Республики Казахстан.



Наташа [SARS.72@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Здравствуйте, статьей 147 КоАП устаовлена ответственность за непредоставление информации либо несвоевременное её предоставление. В свою очередь Законом "О конкуренции" предусмотрена обязанность субъектов, занимающих доминируюшее положение, предоставлять информацию о смене участникаа (акционера) ЕЖЕКВАРТАЛЬНО, в срок до 15 числа месяца СЛЕДУЮЩЕГО ЗА ОТЧЕТНЫМ. Т.е. за второй квартал информация предоставляется до 15 июля, за второй до 15 октября. В том случае, если договор купли-продажи доли был заключен 18 июля, субъект не имел реальной возможности сообщить об этом в срок до 15 июля. Кроме того, реализация доли имела место в ТРЕТЬЕМ квартале. Следовательно, в настоящее время срок предоставления информации не истек, и истекает он 15-го октября. Более того, ТОО, доля участия в котором была реализована, отсутствует в Государственном реестре, который размещен на этом сайте. Прошу сообшить: 1) Когда истекает срок предоставления информации? 15-го октября? Правомерно ли в данном случае привлечение ТОО к административной ответственности в августе? 2) Подлежит ли данном случае привлечению к административной ответственности по ст. 147-3 в связи с неуведомлением о смене участника ТОО, которое отсутствует в Госреестре? Прошу также сообщить, где можно ознакомиться с текстом приказа АЗК от 30.12.10 г. о внесении изменений в Госреестр и с текстом Госреестра до внесения вышеуказанных изменений. Оба документа отсутствуют в открытом доступе. Спасибо.

Ответ:

Уважаемая Наташа!

 

         В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 48 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» субъекты рынка, включенные в реестр, обязаны предоставлять в антимонопольный орган ежеквартальную информацию о продаже или передаче в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей участия, паев) - в срок до 15 числа, следующего за отчетным.

         Следовательно, если продажа или передача в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей участия, паев), в вашем случае договор купли-продажи, заключен 18 июля 2011 года, т.е.  после 30 июня 2011 года, то соответствующая информация должна быть указана в следующем отчетном периоде (до 15 октября 2011 года).

         Административная ответственность по статье 147-3 предусмотрена за непредставление информации либо предоставления информации в неполном объеме, предоставление недостоверной и (или) ложной информации антимонопольному органу, в связи с чем, по данной статье к административной ответственности в августе текущего года вы не можете быть привлечены к ответственности.

         В тоже время, смена участника (акционера) может являться экономической концентрацией, на совершение которой требуется разрешение антимонопольного органа.

Статьей 147-2 КоАП предусмотрена административная ответственность за совершение экономической концентрации субъектов рынка без получения разрешения антимонопольного органа в случае, если наличие такого разрешения необходимо, невыполнение субъектами рынка, участвующими в экономической концентрации, требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.

В случае установления факта совершения экономической концентрации без получения разрешения антимонопольного органа, если наличие такого разрешения необходимо, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 147-2 КоАП.

На веб-сайте Агентства (http://www.azkrk.kz/rus/) размещен реестр субъектов–доминантов, после внесения изменений и дополнений в приказ Агентства, Реестр актуализируется, т.е. дополняются новыми субъектами, старые исключаются. Учитывая пожелания субъектов рынка с 4 квартала текущего года, кроме самого Реестра субъектов-доминантов на сайте Агентства будут размещаться и приказы о внесении изменений и дополнений.

 

 



Иван [ilevkovich@yandex.ru] , Алматы
Вопрос: В дополнении к моему предыдущему вопросу я хотел бы добавить следующее: 1) Исходя из определения "Субъекта рынка" — физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность. Получается что Ст. 50 применяется к действующим юр лицам, а не создаваемым впервые; 2) Понятие создание товарищества и приобретение товарищества - это не одно и тоже; и 3) В старом законе существовала норма в которого говорилось о "создании субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов". В новом же законе такой нормы нет. С уважением, Иван

Ответ:

Уважаемый Иван Иванович!

 

В соответствии с подпунктом 2) статьи 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 % указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось 25 или менее % голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка, признается экономической концентрацией.

На основании пункта 3 статьи 50 Закона согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 данной статьи Закона, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются, превышает двухмиллионнократный размер МРП, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

Из представленной Вами информации затруднительно дать разъяснение ввиду отсутствия необходимых  сведений (являются ли учредители субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также совокупная балансовая стоимость активов или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год приобретателя и субъекта рынка).

 



Иван [ilevkovich@yandex.ru] , Алматы
Вопрос: В дополнении к предыдущему моему вопросу, который в принципе и завел меня в тупик, я хотел бы обратить Ваше внимание на определение термина "Субьек рынка". Субъект рынка — физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность. Насколько я понимаю из буквального толкования закона, этот термин применяется исключительно к действующим субъектам рынка, а не впервые создаваемых. Более того, создание товарищества и приобретение товарищества - это не одно и тоже. В старом законе существовала норма в которой говорилось о "создании субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов". В действующем законе такого нет.

Ответ:

Уважаемый Иван!

 

 

Действительно, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (утратил силу) создание субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов, признавалось  экономической концентрацией.  

Однако, в связи с тем, что данная норма является нереализуемой в правоприменительной практике, поскольку на этапе создания какого – либо субъекта рынка невозможно определить, будет ли доля создаваемого субъекта рынка превышать тридцать пять процентов на соответствующем товарном рынке, а также принимая во внимание, что в традиционной экономической теории наряду с доминирующим положением существуют монопольные, а также олигопольные положения субъектов рынка, данная норма не нашла своего отражения в Законе Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции».

В то же время, отмечаем, что в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» государственная регистрация субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа.

            Таким образом, отмечаем, что в случае создания юридического лица, учредителем которого не является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение,  то данная сделка не подлежит согласованию с антимонопольным органом.

            При этом, отмечаем, что в случае создания юридического лица, учредителем которого является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение,  то данная сделка подпадает под условие, предусмотренное подпунктом 1) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон).

            Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Положения настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группу лиц (понятие «группа лиц» раскрыто в статье 7 Закона).

            Следовательно, если в результате данной сделки будет образована группа лиц, которая может усилить доминирующее положение субъекта рынка, создающего новое юридическое лицо, то в силу требований, установленных Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» такое создание подлежит согласованию с антимонопольным органом.                                           

 

 



Иван [ilevkovich@yandex.ru] , Алматы
Вопрос: Здравствуйте, Хотелось бы уточнить подпадает ли создании ТОО в РК под понятие экономической концентрации и требуется ли в таком случае получение согласия антимонопольного органа, в частности по следующей ситуации, описанной ниже. Доли в создаваемом ТОО будут принадлежать учредителям 50/50. Насколько я понимаю, в статье 50 Закона РК О конкуренции дан исчерпывающий перечень по обстоятельствам экономической концентрации, и с учетом того, что при толковании Закона принимается его буквальное толкование, то при создании ТОО в котором доли будут принадлежать учредителям 50/50 согласия антимонопольного органа не требуется. Так ли это? С уважением, Левкович Иван Иванович

Ответ:

Уважаемый Иван Иванович!

 

В соответствии с подпунктом 2) статьи 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 % указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось 25 или менее % голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка, признается экономической концентрацией.

На основании пункта 3 статьи 50 Закона согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 данной статьи Закона, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются, превышает двухмиллионнократный размер МРП, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

Из представленной Вами информации затруднительно дать разъяснение ввиду отсутствия необходимых  сведений (являются ли учредители субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также совокупная балансовая стоимость активов или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год приобретателя и субъекта рынка).



первая | « | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | » | последняя