Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Архив новостей



Какой уровень конкуренции на товарных рынках?



GISMETEO: Погода по г.Астана

Курсы валют Нацбанка РК
prodengi.kz
Логин:


Пароль:


"Построим будущее вместе"

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28 января 2011 года
Блог Председателя









 «Бейбітшілік пен жасампаздықтың 
20 жылы»

«20 лет мира и созидания»


Вопрос-ответ


Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.
Ваше имя (*)

Город

Email

Ваш вопрос



Повторите код на картинке



Алия [Kiratovna@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: ПоПодскажите пожалуйста. Приобретение доли в ТОО, которое не является объектом занимающим домин. и моноп. положение физическим лицом, которое является учредителем в других предприятиях занимающие домин. и моноп. положение, является ли это экономической концентрацией? А также второй вопрос: начало расследования оформляется приказом о предварительном рассмотрении сведений, должен ли быть ознакомлен с этим приказом потенциальный нарушитель? И как он узнает, есть ли такой приказ в наличии и, что проводимая проверка не нарушает норм 58 статьи Закона «О Конкуренции»?

Ответ:

Уважаемая Алия!

 

 

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 58 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон) начало расследования оформляется приказом о предварительном рассмотрении сведений о нарушении антимонопольного законодательства (далее – предварительное рассмотрение), копия которого не позднее 3-х рабочих дней со дня его подписания направляется заявителю.

Объекту предварительного рассмотрения направление копии приказа о начале предварительного рассмотрения Законом не предусмотрено.

Вместе с тем, если по итогам предварительного рассмотрения будет принято решение о проведении расследования, то в течение 3-х дней со дня его утверждения копия заключения направляется объекту расследования, за которым закреплено право его обжалования (пункт 4 статьи 59 Закона).



Ерлан [erekenzo@azkrk.kz] , Шымкент
Вопрос: Здравствуйте! Согласно п.п.1 п.1 статьи 50 Закона РК "О конкуренции" Экономической концентрацией признается: реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения; Согласно п.п.3 п.2 статьи 50 Закона РК "О конкуренции" Экономической концентрацией не признается: осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если такая сделка происходит внутри одной группы лиц. Если при реорганизации субъекта рынка путем присоединения , т.е. присоединение двух юридических лиц учредителем которых является одно и тоже лицо, требуется ли согласие на осуществление такой сделки антимонопольного органа?


Майра [maira_83] , Алматы
Вопрос: Добрый день! Согласно п. 10 «Правил закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги», утвержденных Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 06.07.2003г. (далее – Правила) два и более аффилиированных лица Заказчика не имеют права участвовать в тендере (лоте), проводимом указанным Заказчиком, за исключением случаев, установленных Правительством Республики Казахстан. В соответствии с п. 1 Правил аффилиированное лицо заказчика - лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование его деятельности в рамках предоставленных полномочий), которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого субъект естественной монополии имеет такое право. Вопрос: Акционерное общество является субъектом естественных монополий. Генеральный директор (единоличный исполнительный орган, также член Совета директоров) Общества является членом наблюдательного совета другого юридического лица - Товарищества с ограниченной ответственностью. 1) В случае намерения Товарищества участвовать в тендере, проводимом Обществом, будут ли признаны такие юридические лица аффилиированными в соответствии с Правилами? 2) Какие конкретные критерии существуют для определения «возможности прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого субъект естественной монополии имеет такое право»? 3) Как ограничивается круг «косвенного оказания влияния» на принимаемые решения? Существуют ли некие разъяснения по данному вопросу либо руководства по определению критериев признания аффилиированности по тем или иным основаниям? 4) Существует ли статистика нарушений Правил, в части участия двух и более аффилиированных лиц в тендере (лоте), проводимом субъектом естественных монополий, и какова практика разрешения споров в этой связи? Заранее спасибо!

Ответ:

Уважаемая Майра!

 

Тарифы (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии устанавливаются Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (далее – АРЕМ), а также  утверждатся порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ).

В связи с чем, по указанному вопросу Вам следует обратиться в АРЕМ.

 



Виталий [2276042@gmail.ru] , Алматы
Вопрос: Имеют ли право палаты оценщиков диктовать своим членам минимальные тарифы на оценочные услуги? Навязываемое всем оценщикам тарифное соглашение размещено на сайте многих палат оценщиков, в том числе на сайте республиканской палаты оценщиков (http://www.kzrpo.kz/docs/tarif.xls) Проводилась ли экспертиза указанных тарифов? Где можно ознакомиться с результатами данной экспертизы и где можно получить однозначный ответ о законности навязывания данных тарифов?

Ответ:

Уважаемый Виталий!

 

         В настоящее время территориальным подразделением Агентства в отношении ОЮЛ «Республиканская палата оценщиков» (далее – РПО) проводится расследование нарушений антимонопольного законодательства на предмет антиконкурентных соглашений в части координации деятельности оценочных компаний.

По итогам указанного расследования, в случае установления в действиях РПО фактов нарушений антимонопольного законодательства, Агентством будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.

 



=Б= [arlan3175976] , Каскелен
Вопрос: Почему в вашем агентстве не отвечает не один телефон? В касклене, в мкр. "Южный" открыли новый АЗС, бензин Ай-92 продается по 115 тенге, в шитьке ценнике информация о цене не пишет, никто никаких меры не принимает.

Ответ:

Уважаемый заявитель!

 

 

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (далее – Закон) в целях обеспечения экономической безопасности может устанавливаться государственное регулирование цен на розничную реализацию нефтепродуктов, имеющих важное социальное значение, а также оказывающих существенное влияние на экономику           (ст.14 Закона).  

При этом, уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий) по согласованию с уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов (Министерство нефти и газа) в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан, устанавливает предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.

            То есть, розничная цена реализации ГСМ подлежит государственному ценовому регулированию. Так, в настоящее время уполномоченным органом установлена розничная цена на бензин марки Аи-92 в размере 106 тг./л.

            Вместе с этим, в Вашем обращении отсутствует информация относительно субъекта рынка (наименование, юр. адрес и т.д.), осуществляющего реализацию ГСМ по ценам,  выше установленных уполномоченным органом.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Генеральной прокуратуры Республики Казахстан запрещается  организация проверок субъектов частного предпринимательства по обращениям, поступающим на блоги первых руководителей государственных органов, не соответствующих законодательству об электронном документе и электронной цифровой подписи. 

Таким образом, в целях детального изучения данного вопроса на предмет соответствия антимонопольному законодательству Вам необходимо обратиться в территориальное подразделение Агентства с приложением копий подтверждающих материалов.

 



Андрей [profick@ukr.net] , Донецк
Вопрос: Здравствуйте! Ранее Владимир (Донецк) задавал похожий вопрос и Вы на него дали исчерпывающий ответ. У меня похожая ситуация, только Компания А связана отношениями контроля не с резидентом Республика Казахстан (в РК связанных юридических лиц нет вообще), а с резидентом Российской Федерации, которое имеет филиал, зарегистрированный в Республике Казахстан. Для ясности перефразирую вопрос, заданный Владимиром и прошу Вас дать соответствующее разъяснение. Прошу Вас дать разъяснение касательного применения ст. 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон) к сделкам которые осуществляются иностранными субъектами хозяйствования, в контексте нормы п.2 ст. 3 Закона на следующем примере: Вводная информация: Компания А – юридическое лицо-резидент Кипра, которое связано отношениями контроля (владеет более 50% акций) с юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации, которое, в свою очередь, ИМЕЕТ ФИЛИАЛ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН и входит с ними в одну группу лиц в понимании ст. 7 Закона. В группу Компании А также входят юридические лица, зарегистрированные на территории Украины, России, США, стран Евросоюза. Компания Б – юридическое лицо - резидент Украины, которое НЕ осуществляет предпринимательскую деятельность на товарных рынках Республики Казахстан, НЕ имеет на территории Казахстана обособленных структурных подразделений, должностные лица которого НЕ совмещают должности в органах управления какого-либо субъекта хозяйствования – резидента республики Казахстан. Компания А (группа лиц) не владеет акциями Компании Б. Ни юридическое лицо-резидент Российской Федерации, которое связано отношениями контроля с Компанией А, ни Компания Б (группа лиц Компании Б) не занимают монопольного положения на каких-либо товарных (работ, услуг) рынках Республики Казахстан. В то же время: - совокупная балансовая стоимость активов Компании А (группы лиц приобретателя) и Компании Б за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату этого Обращения; - объем реализации товаров Компании А (группы лиц приобретателя) на территории республики Казахстан за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя. Вопрос: Компания А (группа лиц, связанных отношениями контроля с Компанией А) планирует осуществить экономическую концентрацию путем приобретения долей участия в уставном капитале Компании Б, при котором Компания А (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных долей. Есть ли необходимость в данном случае получать предварительное разрешение Агентства Республики Казахстан на осуществление такой концентрации? Спасибо.

Ответ:

 Уважаемый Андрей!

 В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон) экономической концентрацией признается приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25 % указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось 25 или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка.

В соответствии с подпунктом 1) и 2) пункта 2 статьи 3 Закона положения Закона применяются также к совершенным за пределами территории Республики Казахстан действиям субъекта рынка, если в результате таких действий выполняется одно из следующих условий:

- прямо или косвенно затрагиваются находящиеся на территории Республики Казахстан основные средства и (или) нематериальные активы либо акции (доли участия в уставном капитале) субъектов рынка, имущественные или неимущественные права в отношении юридических лиц Республики Казахстан;

- ограничивается конкуренция в Республике Казахстан.

Вместе с тем, Вы не указали сведения для определения наличия вышеуказанных условий при заключении сделки, в том числе виды деятельности субъекта рынка, сведения о лицах, входящих в одну группу лиц с субъектом рынка, об объемах оказанных услуг, работ (реализованных товаров), о лицах, прямо и косвенно контролирующих каждого из учредителей (участников) субъекта рынка, о наличии у субъектов рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности, перечень потребителей товаров (работ, услуг), реализацию которых осуществляет субъект рынка.

В связи с чем, объективное рассмотрение Вашего вопроса возможно после представления в Агентство информации и документов, подтверждающих наличие или отсутствие условий, указанных в пункте 2 статьи 3 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 



Мира Хамитовна [myra.katen@azkrk.kz] , Караасйский район
Вопрос: Здравствуйте! Пишет Вам житель п. Курамыс или более точно пос.Нового Курамыса.У нас прямо посередине поселка проходит линия ЛЭП.Зимой и летом стоит шум от линий. Земли под строение выделялись так себе лишь бы дать. А мы стояли в очереди чтобы получить хоть что-то по 10 - 15 лет. В августе месяце по сентябрь через п. Курамыс Рахат проводила высоковольтные линии ЛЭП корейская компания "Эплтайм" и самое интересное, что все улицы они изрыли дороги жителям попортили с разрешения акиматов области и Карасайского района, а власти разрешившие эту процедуру проделать неподумали сразу в эти линии присоеденить и наше ЛЭП чтоб своим родным жителям за счет корейской компании сделать добро. Почему у нас всегда продать государственное земли,как нам выразились сотрудники корейской компании,можно а полезное сделать своему народу нельзя. Теперь вопрос когда нам уберут ЛЭП? Почему не воспользовались линиями ЛЭП корейской компании. Или когда нам также как вышеназванна компания зароют этот ЛЭП. Мы хотим жить у нас дети. А ведь если серьезно подойти к этому вопросу во дворе собаки лысеют, думаю после этого стоит призадуматься. Казахи народ терпеливый, а в Курамысе одни казахи.Прошу помогите решить положительно и очень скоро.

Ответ:

Уважаемая Мира Хамитовна!

 

Вопросы поставленные в Вашем обращении не входят в компетенцию Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство).

Рекомендуем Вам обратиться в уполномоченный орган по вопросам электроэнергетики Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.



Андрей [nieird@bk.ru] , Москва
Вопрос: Добрый вечер! Российское юридическое лицо (далее - Покупатель), которое имеет обособленное структурное подразделение (филиал, представительство) на территории Республики Казахстан, планирует купить долю в уставном капитале другого российского общества с ограниченной ответственностью (далее также - Объект), в размере 50% и более уставного капитала. До запланированого приобретения Покупатель не распоряжался долями участия Объекта. Объект НЕ осуществляет предпринимательскую деятельность на товарных рынках Республики Казахстан, НЕ имеет на территории Казахстана обособленных структурных подразделений, должностные лица которого НЕ совмещают должности в органах управления какого-либо субъекта хозяйствования – резидента республики Казахстан. Т.е. Объект ни каким образом не представлен в Казахстане. Ни филиал Продавца, ни Объект не занимают монопольного положения на каких-либо товарных (работ, услуг) рынках Республики Казахстан. В то же время: - балансовая стоимость активов Покупателя (группы лиц приобретателя) за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату Обращения; - объем реализации товаров филиалом Покупателя на территории республики Казахстан за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя. Вопрос: Есть ли необходимость в данном случае получать предварительное разрешение Агентства Республики Казахстан на осуществление такой концентрации?

Ответ:

Уважаемый Андрей!

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Казахстан
«О конкуренции» (далее – Закон) установлено, что положения Закона применяются также к совершенным за пределами территории
Республики Казахстан действиям субъекта рынка, если в результате таких действий выполняется одно из следующих условий:

1) прямо или косвенно затрагиваются находящиеся на территории Республики Казахстан основные средства и (или) нематериальные активы либо акции (доли участия в уставном капитале) субъектов рынка, имущественные или неимущественные права в отношении юридических лиц Республики Казахстан;

2) ограничивается конкуренция в Республике Казахстан.

При этом, опредеделено, что субъектом рынка является физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность (подпункт 8) статьи 6 Закона).

Установлено, что согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 статьи 50 Закона, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, либо одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке (подпункт 2 пункта 3 статьи  50 Закона).

Согласно представленной Вами информации Покупатель является юридическим лицом Российской Федерации, имеет на территории Республики Казахстан обособленное структурное подразделение (филиал, представительство).

Кроме того, балансовая стоимость активов Покупателя (группы лиц приобретателя) и объем реализации товаров филиалом Покупателя на территории Республики Казахстан за последний финансовый год превышают двухмиллионократный размер МРП, действующего на дату обращения.

В этой связи, для осуществления упомянутой экономической концентрации по приобретению Покупателем 50% и более долей участия в уставном капитале российского юридического лица необходимо получение согласия антимонопольного органа Республики Казахстан.

 

 



Айдана [ms.aidana75@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Согласно з-ну о жилищных отношениях расходы на содержание жилого дома (жилого здания) - обязательная сумма расходов собственников помещений (квартир) посредством ежемесячных взносов,установленных решением общего собрания, на эксплуатацию и ремонт общего имущества объекта кондоминиума, содержание земельного участка, расходы на приобретение, установку, эксплуатацию и поверку общедомовых приборов учета потребления коммунальных услуг, расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также взносы на накопление денег на предстоящий в будущем капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума или отдельных его видов. Теперь подскажите, пожалуйста, почему мы оплачиваем и эксплуатационные расходы в КСК, и общедомовые нужды в Астанаэнергосбыт, и отдельно собираем на капитальный ремонт подъездов?

Ответ:

Уважаемая Айдана!

 

Согласно подпункту 40) статьи 2 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества объекта кондоминиума (т.е. ОДН), входят в расходы на содержание жилого дома (жилого здания) посредством ежемесячных взносов, установленных решением общего собрания собственников квартир.

Собственники помещений, находящиеся в одном жилом доме, обязаны участвовать в общих затратах по его содержанию. Размеры затрат каждого собственника определяются отношением полезной площади жилых помещений или площади нежилых помещений в жилом доме, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности, к общей площади жилого дома, если иное не установлено соглашением собственников.

Вопрос об оплате ОДН потребления электрической энергии определяется общим собранием собственников квартир, на котором принимается два возможных варианта расчетов.

Первое. Когда ОДН будет оплачивать КСК из своих средств по показаниям индивидуального прибора учета.

Второе. Когда жильцы домов самостоятельно будут производить оплату за ОДН непосредственно в энергоснабжающую организацию.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг КСК рассчитывается с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на ОДН, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу.

В случае, если граждане-собственники квартир на общем собрании членов КСК не проголосовали за индивидуальную оплату ОДН по электроэнергии, то обязанность по оплате ложится на КСК, который, в свою очередь, должен учесть эти затраты в составе эксплуатационных расходов на содержание жилого дома при взимании указанной платы.

Дополнительно сообщаем, что в 2010 году по факту злоупотребления ТОО «Астанаэнергосбыт» (далее – ТОО) доминирующим положением в части отключения потребителей от энергоснабжения при неоплате за ОДН Агентством были проведены расследования нарушений антимонопольного законодательства. По итогам расследований в отношении ТОО возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 



Акылбек [akunya.k@hotmail.com] , Астана
Вопрос: Добрый вечер! 1 февраля 2011 года на Вашем сайте был размещен вопрос Дмитрия из Астаны касательно приобретения субъектом рынка более 25 % доли в создаваемом товариществе. На основании Вашей ссылки на подпункт 2 статьи 50 Закона РК «О конкуренции», а также на пункт 2 статьи 235 Гражданского кодекса РК, Вы пришли к выводу, что, приобретение субъектом рынка более 25 % доли в создаваемом товариществе, является экономической концентрацией. Данная позиция, на мой взгляд, может сказаться негативно на бизнес климате в стране, если каждая иностранная компания, учреждающая юридическое лицо в Казахстане, и подпадающая под признаки пункта 3 статьи 50, должна будет получать предварительное согласие АЗК. Вопрос: На основании вышеизложенного прошу Вас подтвердить, что получение (приобретение) субъектом рынка более 25 % доли в уставном капитале создаваемом им товариществе, является экономической концентрацией, и такое действие не рассматривается как сделка, происходящая внутри одной группы. Хотя после создания товарищества, субъект рынка будет распоряжаться более чем 25 % доли в уставном капитале созданного товарищества и такое товарищество будет входит в одну группу с субъектом рынка.

Ответ:

Уважаемый Акылбек!

 

Согласно пункту 1 статьи 49 Закона Республики Казахстан                          «О конкуренции» (далее - Закон) в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего или монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), предусмотренных статьей 50 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что  государственная регистрация, перерегистрация субъектов рынка, а также прав на недвижимое имущество, в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 3) и 4) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, осуществляются регистрирующим органом с согласия антимонопольного органа.

Так, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 50 Закона приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось двадцатью пятью или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка.

Согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

Согласие на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций может осуществляться, если стоимость активов либо величина собственного капитала финансовой организации превышает размеры, установленные антимонопольным органом совместно с государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.

При этом, отмечаем, что в случае создания юридического лица, учредителем которого является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение,  то данная сделка подпадает под условие, предусмотренное подпунктом 1) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон).

Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Положения настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группу лиц (понятие «группа лиц» раскрыто в статье 7 Закона).

Следовательно, если в результате данной сделки будет образована группа лиц, которая может усилить доминирующее положение субъекта рынка, создающего новое юридическое лицо, то в силу требований, установленных Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» такое создание подлежит согласованию с антимонопольным органом.

Необходимо отметить, что норма, в части осуществления государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией субъектов рынка и их объединений была закреплена еще Законом Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 144 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (утратил силу Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года).

Аналогичная норма имеется в антимонопольных законодательствах Российской Федерации, Республики Беларусь, а также зарубежных стран, и нигде не отразилась негативно на бизнес климате.

В то же время, отмечаем, что в соответствии с Законом не каждая сделка (экономическая концентрация) подлежит согласованию с антимонопольным органом, а только в том случае, если  совокупная балансовая стоимость активов или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год приобретателя и субъекта рынка, превысит двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, либо одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

            
            

 

                

        

 



первая | « | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | » | последняя