Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Архив новостей



Какой уровень конкуренции на товарных рынках?



GISMETEO: Погода по г.Астана

Курсы валют Нацбанка РК
prodengi.kz
Логин:


Пароль:


"Построим будущее вместе"

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28 января 2011 года
Блог Председателя









 «Бейбітшілік пен жасампаздықтың 
20 жылы»

«20 лет мира и созидания»


Вопрос-ответ


Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.
Ваше имя (*)

Город

Email

Ваш вопрос



Повторите код на картинке



Кайрат [sskairat@gmail.com] , Алматы
Вопрос: Вопрос о наличии "группы лиц" до сделки купли-продажи доли в ТОО для цели определения экономической концентрации. Физическое лицо владеет прямо 20% долей в ТОО и владеет паями в размере 50% в паевом инвестиционном фонде (ПИФ). ПИФ, в свою очередь владеет прямо 50% долей в том же ТОО. Предполагаемая сделка: то же физическое лицо приобретает прямо 15% в том же ТОО у другого участника ТОО. То есть, прямо физическое лицо владеет менее чем 25% в ТОО, но косвенно, через ПИФ, оно владеет более чем 25% в ТОО, и тем самым может создать "группу лиц". Пожалуйста, сообщите, будет ли владение физическим лицом паями в паевом инвестиционном фонде рассматриваться как "право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем 25% голосующих акций (долей, участия) в уставном капитале юридического лица" (пп1 п.1 ст. 7 Закона). Либо такое владение паями может создавать "группу лиц" по другому основанию закона? Правила закона об инвестиционных фондах и условия соглашения о доверительном управлении паями позволяют, на мой взгляд, рассматривать такое владение паями как косвенное распоряжение долями в ТОО. Спасибо.


Оразгуль [orazgul-ch@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Здравствуйте, ответьте пожалуйста - есть ли у нас в Казахстане ТОО с участием государства в УК менее 50%, созданное путем преобразования ГКП на праве ХВ. Дело в том, что все виды деятельности нашего предприятия подлежат передаче в конкурентную среду. А при соотношении долей участников ТОО в УК, например 49 на 51, данное предприятие уже не будет подконтрольно АЗК. Спасибо.

Ответ:

Уважаемая Оразгуль!

 

         Под действие статей 77 и 78 Закона Республики Казахстан                         от 25 декабря 2008 года «О конкуренции» (далее – Закон) подпадают государственные предприятия и юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними лица.

         В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона государственные предприятия, созданные до введения Закона и не получившие положительного заключения антимонопольного органа на дальнейшую деятельность, должны быть приватизированы или преобразованы в государственное учреждение в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

         Согласно статье 168 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» преобразование государственных предприятий и государственных учреждений в акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью производится в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

При этом передача предприятия в конкурентную среду может осуществляться 2-мя способами: реорганизация в акционерные общества (товарищество с ограниченной ответственностью) с последующим выставлением акций (долей) на торги, либо приватизация предприятий как имущественных комплексов.

В случае наличия необходимости сохранения контроля со стороны государства над юридическим лицом, предприятие может быть реорганизовано в акционерное общество (товарищество с ограниченной ответственностью) с последующим выставлением не менее 50% акций (долей) на торги.

При отсутствии такой необходимости возможна приватизация предприятий как имущественных комплексов.

         Наряду с этим, в случае передачи в конкурентную среду не менее 50 % долей участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью, нормы Закона, регулирующие деятельность государственных предприятий и юридических лиц с государственным участием, не будут распространяться на данное товарищество с ограниченной ответственностью, при этом его деятельность, как субъекта рынка, будет отслеживаться на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Республики Казахстан.



Рафаэль Камильевич [turkoil@rambler.ru] , Шымкент
Вопрос: Уважаемый, Мажит Тулеубекович! Хотелось бы услышать Ваше мнение по такому вопросу. Дело в том, что АЗК запрашивает информацию по закупам и реализации товара за значительные(по срокам) периоды в кратчайшее время. Самый большой срок предоставления информации не более недели, а период может составить год или три. Это буквально лихорадит предприятия, но самое главное, что бухгалтера не успевают выполнять данное АЗК задание в урочное время и вынуждены работать сверхурочно. Причём даже если на вскидку взять то разрешённого законодательством о труде сверхурочного времени явно не хватает. Получается парадокс. Исполняя один закон мы находимся под угрозой нарушения другого закона. Не считаете ли Вы необходимым разработать нормы выдачи необходимой информации по времени в зависимости от объёмов запрашиваемой информации? Есть ли по этому поводу какие либо инструкции или нормативы. И ещё. Если АЗК запрашивает информацию, обязано ли оно указывать в письме-запросе с какой целью производится запрос (расследование, мониторинг, заявление ЧЛ и проч.) или достаточно просто запроса? Спасибо за ответ.

Ответ:

Уважаемый Рафаэль Камильевич!

 

В соответствии с подпунктом 18) пункта 1 статьи 39 Закон Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон) антимонопольный орган запрашивает и получает в порядке, установленном законами  Республики Казахстан, от государственных органов, в том числе органов статистики, налоговых и таможенных органов, субъектов рынка, а также должностных и иных физических и юридических лиц необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных Законом, информацию, в том числе сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Согласно пункту 10 статьи 47 Закона субъекты рынка, их объединения и руководители, государственные органы, в том числе органы статистики, налоговые и таможенные органы, их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного органа предоставлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, необходимые для осуществления антимонопольным органом полномочий, предусмотренных Законом.

Таким образом, запросы Агентства в адрес субъектов рынка направляются только в рамках предусмотренных Законом полномочий с целью пресечения возможных фактов нарушений антимонопольного законодательства, в том числе таких, как недобросовестная конкуренция, создание искусственного дефицита, антиконкурентные соглашения или антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка.

При этом, в соответствии с приказом Агентства от 09.07.2009 г.                № 232-ОД срок предоставления запрашиваемых сведений субъектом рынка должен составлять не менее 5-ти рабочих дней.

 

 



Айдар [astanagrad@mailru] , Шыганак
Вопрос: Здравствуйте уважаемые! Интересует вопрос. Почему стоимость электроэнергии в поселке Шыганак (что в Жамбылской области Мойынкумского района) для физических лиц 12 тенге за 1кВт. Спасибо, Ардак

Ответ:

Уважаемый Айдар!

 

При этом, согласно разъяснениям Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обращения, по которым невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, относятся к категории анонимных обращений, которые не подлежат рассмотрению.

В связи с чем, Вам необходимо официально обратиться в Межрегиональную инспекцию Агентства по Алматинской области и г. Алматы (с приложением копий подтверждающих материалов) для рассмотрения действий ТОО на предмет соответствия антимонопольному законодательству (г.Алматы, ул.Мауленова 92, тел. 8 (7272) 61 95 74).



Руслан [gervip@azkrk.kz] , Алматы
Вопрос: Добрый день! Хотел бы уточнить насколько законно поступает компания GSM Казахстан: 02 ноября 2011 г. GSM Казахстан с 03 ноября 2011 года вводит ограничения по размеру комиссии, взимаемой с абонентов при пополнении баланса в розничных торговых точках и терминалах самообслуживания. Размер такой комиссии не должен превышать 5% от суммы платежа. В случае выявления абонентами ситуаций с несоблюдением ограничения комиссии, абоненты обращаются в GSM Казахстан посредством SMS и звонков в колл-центр. Полный текст сообщения для абонентов Kcell: http://www.kcell.kz/ru/?l=news&o=display&page=&idx=361. Для абонентов Activ: http://activ.kz/ru/?l=news&o=display&page=&idx=491. Ответственность за ненадлежащее взимание комиссии с абонентов несут владельцы точек приема платежей. Ежемесячно уполномоченные представители компании GSM Казахстан будут проводить плановые проверки по выявлению случаев нарушения условий по взиманию верхней комиссии. За каждое выявленное нарушение агент выплачивает штраф в размере 5 тысяч тенге платежной системе, а платежная система перечисляет сумму штрафа в GSM Казахстан. С даты вступления ограничения в силу, ТОО «ОСМП» устанавливает для своих агентов единую ставку вознаграждения за приём платежей в пользу Kcell и Activ в размере 2% с НДС от суммы произведенных платежей, а также программа по дополнительному бонусированию партнеров ОСМП.

Ответ:

Уважаемый Руслан!

 

 

В соответствии со статьей 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» антимонопольный орган предупреждает и устраняет злоупотребления доминирующим или монопольным положением на соответствующем товарном рынке.

В настоящее время Агентством проводится анализ рынка услуг по приему платежей физических лиц, осуществляемых через платежные терминалы, на предмет выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, а также наличия признаков нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, владельцы терминалов вправе принять либо отклонить условия ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» по ограничению размеров комиссии, взимаемой с абонентов при пополнении балансов в розничных торговых точках и терминалах самообслуживания.



Александра [aleksandra_26-2011@azkrk.kz] , Павлодар
Вопрос: Здравствуйте! Я хочу обратиться к вам с просьбой проконсультировать меня по вопросу защиты потребителя. Мои претензии об оказании услуг. Ситуация следующая: Я сдала ковер в химчистку 26.09.2011г.Они пообещали вернуть его через 4-и дня, а привезли 31.10.2011г., и еще одна претензия состояние ковра мягка сказать не товарное, края все обтрепались и он полинял, и еще они угрожают нам полицией, и нам пришлось оплатить всю сумму.

Ответ:

Уважаемая Александра!

 

       В соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона Республики Казахстан            от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребители имеют право на надлежащее качество товара (работы, услуги) и согласно подпункту 13) статьи 7 Закона – на защиту прав и законных интересов.

       Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме (статья 16 Закона).  

       Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.

       С учетом изложенного и в соответствии со статьей 42 Закона, потребитель может обратиться с заявлением или жалобой в общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) (далее – Общественные объединения), которые  вправе обращаться с претензией к исполнителю услуги об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

       В случае непоступления ответа на претензию в течение 10-ти календарных дней или отказа в устранении нарушений и возмещении причиненного убытка (вреда) в добровольном порядке Общественные объединения вправе обратиться в суд. При  этом,  данный иск государственной пошлиной не облагается.

       По информации Агентства, в настоящее время в г. Павлодаре функционируют общественные объединения - «Союз потребителей Павлодарской области» (ул. Абая, 131) и «Общество защиты прав потребителей» (ул. Площадь победы, 3).

 

 



Бекзада [www.bek-zada@azkrk.kz] , Караганда
Вопрос: почему мы плотим за горячую воду,хотя батареии холодные?уже сезон,дома холодно.Дети болеют!

Ответ:

Уважаемая Бекзада!                         

Согласно подпункта 6) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребители имеют право на надлежащее качество товара (работы, услуги) и согласно подпункту 13) статьи 7 Закона – на защиту прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 42 Закона, потребитель может обратиться с заявлением или жалобой в общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) (далее – Общественные объединения), которые  вправе обращаться с претензией к исполнителю услуги об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

       В случае не поступления ответа на претензию в течение десяти календарных дней или отказа в устранении нарушений и возмещении причиненного убытка (вреда) в добровольном порядке, Общественные объединения вправе обратиться в суд. При  этом  данный иск государственной пошлиной не облагается.

       По информации Агентства в настоящее время в г.Караганда функционируют общественные объединения «Общественное объединение "Карагандинское областное общество по защите прав потребителей» (микр.Степной 4, д.20, каб.3) и «Общественное объединение "Общество по защите прав потребителей "Конвенция» (район им.Казыбек би, ул.Крылова д.66, офис 28), куда вы можете обратиться по восстановлению нарушенных прав и законных интересов.

 

 



Юлия [yuliya.doronenko@hsbc.kz] , Алматы
Вопрос: Уважаемые представители АЗК, Обращаюсь к вам, так как проблема не решается на уровне «АлматыЭнергоСбыт» с июня 2011 года. Начну с того, что за период 01.11.2010 – 17.06.2011 ко мне ни разу не приезжал контролер «АлматыЭнеогоСбыт» для снятия показателей счетчика (у меня двухтарифный счетчик, расположен в квартире). 17 июня 2011 года я вернулась домой и обнаружила, что у меня отключили электроэнергию без каких либо проверок и предупреждений. Обратившись в «Энергосбыт №2» на ул. Муканова....узнала, что меня отключили за наличие задолженности в размере 13 553 тенге. Я ежемесячно оплачивала по счетчику, но показатели, указанные в компьютерной системе «Энергосбыта» в два раза больше фактических показателей. Интересно, откуда берут эти данные, учитывая, что конролер не приходил. Пересчитать данные мне отказали, ссылаясь на то, что долг выставлен за 2010 год!!! Интересное замечание конечно, но в квитанциях, сохранившихся с с октября 2010 года никакого долга нет, более того, идет переплата 876,06 тенге. Показываю квитанцию и получаю ответ, что для перерасчета я должна предоставить все квитанции за 2010 год. Данных квитанций у меня нет, так как в квартиру я купила лишь в октябре 2010 года и никаких задолженностей не было! С «Энергосбыта» меня отправили в «Алсеко», расположенного по адресу ул. Байзакова 221, для получения квитанций с архива. Сотрудники проинформировали меня, что архив за 2010 год уничтожен (!!!) и сотрудники «Энергосбыта» осведомлены об этом. Отсюда у меня вопросы: 1.На каких основаниях уничтожили архив, содержащий важные документы? 2. Почему в «Энергосбыте» вседа некорректные данные потребления энергии? 3. Почему в 2011 году выставляют долг за 2010 год по завышенным показателям счетчика, а не по фактическим, которых нет в базе. Причем происходит это после уничтожения документов в архиве. 17.06.2011 мной было написано письмо на имя Управляющей Департамента сбыта по г. Алматы Т.И. Кучма (вх. №23-40-1887). После этого ко мне дважды приезжали контролеры с TOO “АлматыЭнергоСбыт” – 23.06.11 и 08.07.11, но никакого ответа я по сей день так и не получила! И это не единичный случай, подобная ситуация имела место у моих родителей, пожилых людей просто обсчитали, не моргнув глазом. Меня крайне возмущает несправедливость ситуации, когда с людьми обращаются, как с глупцами, которые не в состоянии за себя постоять, которых можно обманывать и обсчитывать просто так. Я очень надеюсь, что вы поможете мне разобраться. 31/10/11

Ответ:

Уважаемая Юлия!

 

Потребители имеют право на надлежащее качество товара (работы, услуги) и на защиту прав и законных интересов (подпункты 6), 13) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Из содержания Вашего обращения в действиях ТОО «Алматыэнергосбыт» (далее – ТОО), являющегося доминантом на рынке предоставления услуг розничной реализации электрической энергии (электроснабжение) по Алматинской области и г. Алматы, усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением (при наличии возможности поставки необоснованно прекращена поставка электроэнергии, на которую имеются спрос или заказы потребителей).

При этом, согласно разъяснениям Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обращения, по которым невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, относятся к категории анонимных обращений, которые не подлежат рассмотрению.

В связи с чем, Вам необходимо официально обратиться в Межрегиональную инспекцию Агентства по Алматинской области и г. Алматы (с приложением копий подтверждающих материалов) для рассмотрения действий ТОО на предмет соответствия антимонопольному законодательству (г.Алматы, ул.Мауленова 92, тел. 8 (7272) 61 95 74).

 

 

      



Акылбек [akunya.k@hotmail.com] , Астана
Вопрос: Уважаемые представители АЗК, Спасибо за предоставленный ответ. Как следует из Вашего ответа опубликованный на сайте, в случае создания юридического лица, учредителем которого является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение, то данная сделка подпадает под условие, предусмотренное подпунктом 1) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон), и такое создание подлежит согласованию с антимонопольным органом только в том случае, если в результате данной сделки будет образована группа лиц, которая может усилить доминирующее положение субъекта рынка, создающего новое юридическое лицо. На основании вышеизложенного просим Вас разъяснить следующие моменты: 1) Необходимо ли получать согласие АЗК если товарищество, создается субъектом рынка не занимающим доминирующее или монопольное положение, но совокупная балансовая стоимость активов субъекта рынка которое создает товарищество за последний финансовый год превысит двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя? 2) Необходимо ли получать согласие АЗК если новое юридическое лицо (дочернее предприятие), создается (а) компанией, не занимающей доминирующее или монопольное положение, (б) если совокупная балансовая стоимость активов компании создающей новое юридическое лицо (дочернее предприятие) за последний финансовый год превысит двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя и (в) 100 % доли участия дочернего предприятия будет принадлежать компании создающей данное новое юридическое лицо (дочернее предприятие)? Спасибо за уточняющие ответы.

Ответ:

Уважаемый Акылбек!

 

 

          В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона Республики Казахстан                «О конкуренции» (далее - Закон) в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего или монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), предусмотренных пунктом 1 статьи 50 Закона.

          При этом, согласно пункту 3 статьи 50 Закона согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 статьи 50 Закона, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер МРП, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, в Вашем случае согласие антимонопольного органа требуется.

По 2-му вопросу. Создание субъектом рынка, не занимающим доминирующее или монопольное положение, юридического лица (товарищества) с долей 100%, не подпадает под признаки экономической концентрации, а значит, не требует согласия антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Асель [aaubakirova@yahoo.com] , Астана
Вопрос: Добрый день! В настоящий момент компания – приобретатель ведет работу над составлением ходатайства о согласии на экономическую концентрацию в связи с планируемым приобретением 100% акций компании, деятельность которой связана с разведкой углеводородного сырья (далее – «УВС»). Планируемое приобретение будет осуществляться в рамках соответствующего контракта на разведку УВС. По указанному контракту на разведку УВС, «разведка» определяется как: любые операции, которые связанны с поиском и разведкой УВС и включают: - геолого-геофизические исследования; - структурное бурение; - бурение поисково-разведочных скважин, а также пробную эксплуотацию месторождения, находящегося в разведке. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 53 закона Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года № 112-IV («Закон о конкуренции»), помимо прочих документов и сведений, в ходатайстве необходимо указать сведения касательно объемов производства и реализации, экспорта и импорта в Республику Казахстан товаров по субъекту рынка, в отношении которого совершаются действия, предусмотренные подпунктом 2) пункта 1 статьи 50 Закона о конкуренции и по группе лиц такого субъекта рынка, а также сведения по приобретателю касательно объемов производства и реализации, экспорта и импорта в Республику Казахстан товаров, аналогичных товарам или взаимозаменяемым товарам, производимым или реализуемым субъектом рынка, в отношении которого совершаются действия, предусмотренные подпунктом 2) пункта 1 статьи 50 Закона о конкуренции и по каждому субъекту рынка, входящему с приобретателем в одну группу лиц. В связи с тем, что в настоящее время деятельностью как субъекта рынка, в отношении которого совершаются действия, предусмотренные подпунктом 2) пункта 1 статьи 50 Закона о конкуренции», так и приобретателя является разведка УВС, а также с учетом требований вышеуказанной статьи Закона о конкуренции, просим Вас разъяснить следующее: подпадает ли «разведка» под определение «Товары», данное в Законе о конкуренции и; какие сведения следует отражать касательно производства и реализации, экспорта и импорта товаров, связанных с разведкой УВС, которая в силу своей специфики не предполагает производство/реализацию/экспорт/импорт товаров? Заранее благодарю С уважением, Асель


первая | « | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | » | последняя