Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Архив новостей



Какой уровень конкуренции на товарных рынках?



GISMETEO: Погода по г.Астана

Курсы валют Нацбанка РК
prodengi.kz
Логин:


Пароль:


"Построим будущее вместе"

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28 января 2011 года
Блог Председателя









 «Бейбітшілік пен жасампаздықтың 
20 жылы»

«20 лет мира и созидания»


Вопрос-ответ


Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.
Ваше имя (*)

Город

Email

Ваш вопрос



Повторите код на картинке



Ляззат [lyazzat-dos@azkrk.kz] , Алматы
Вопрос: Уважаемый АЗК, На Вашем сайте недавно был опубликован вопрос Акылбека, касательно необходимости получения согласия АЗК на экономическую концентрацию при создании юридического лица. Как мне показалось, вопросы были практически идентичны, однако Вы дали два совершенно противоположенных ответа. В связи с этим, я хотела бы развеить свои сомнения и попросить Вас более точнее ответить на следующий вопрос: 1 Вопрос: Необходимо ли получать Ваше согласие, если новое юридическое лицо, создается Компанией, которая НЕ занимает доминирующее или монопольное положение, совокупная балансовая стоимость ее активов или ее совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, и более 25 % или все 100 % доли участия в создаваемом новом юридическом лице, будут принадлежать Компании? 2 Вопрос: Необходимо ли получать Ваше согласие, если новое юридическое лицо, создается за рубежом, при условии, что Компания создающая новое юридическое лицо отвечает вышеуказанным признакам? Как было указано Вами ранее, согласно новому Закону о конкуренции здесь не должен применяться принцип экстерриториальности закона. Вы также отмечали, что Закон о конкуренции распространяется на действия субъектов рынка, совершенные и за пределами Республики Казахстан, только при условии, что объект сделки находится в Казахстане. В данном случае как я понимаю, объект сделки находится не в Казахстане, а за рубежом, и соответственно получение Вашего согласия не требуется. Большое спасибо за ответы!


Тогжан [t_karataeva@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Здравствуйте! Признается ли экономической концентрацией создание товарищества с ограниченной ответственностью с другим юридическим лицом путем оплаты его первоначального уставного капитала и требуется ли на создание субъекта рынка согласие антимонопольного органа. Благодарю за ответ !!!


Гульфира [miss.zhibek70] , Астана
Вопрос: Я хотела узнать пособие,случаю утери кормильца на 5-х детей,и пособию уходу за ребёнком до года,на пятого ребёнка.Я работала и нахожусь на декретном отпуске

Ответ:

Уважаемая Гульфира!

Ваш вопрос не входит в компетенцию Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции. Рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.



Олеся [Lesenakz@azkrk.kz] , Петропавловск СКО
Вопрос: Здравствуйте!История следующая: Мой знакомый строитель, в прошлом году он с коллегами строил в нашем городе госучреждение, больницу. с работодателем состоялся устный договор об оплате (есть много свидетелей), но деньги бригада так и не увидела. Вопрос: Могут ли они взыскать через суд з/п не имея письменного договора, а имея лишь свидетелей ихней работы?

Ответ: Уважаемая Олеся! Вопрос изложенный в Вашем обращении не входит в компетенцию Агентства.

Чернов Михаил [michailchernov@bk.ru] , Алматы
Вопрос: Добрый день! Подскажите пожалуйста на каком основании "АлматыЭнергоСбыт" предоставило право АО "Алсеко" собирать у населения показания принимать платежи и печатать квитанции ведь законом о естественных монополиях субъект естественной монополии обязан сам осуществлять данную деятельность или я не прав? Это же влияет в конце концов на тариф. Заранее спасибо за ответ.


ерие [kystaubaeverlan@azkrk.kz] , Костанай
Вопрос: На сайте опубликован реестр доминантов. Он действительен на 21.11.2011 года, и все ли это монополисты которые есть в казахстане.

Ответ:

Уважаемый Ерие!

 

В соответствии с подпунктом 16) статьи 6 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее - Реестр) - перечень субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной или государственной монополии.

В Реестр включаются субъекты рынка, занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в Республике Казахстан, по результатам проведенных Агентством анализов товарных рынков.

Таким образом, на официальном сайте Агентства www.azk.gov.kz. размещен Реестр, который обновляется Агентством при внесении соответствующих изменений и дополнений.

 

 



Сисенгали А.Г. [maryam.sisengali@gmail.com] , Тараз
Вопрос: Насколько законно требование электрораспределяющей организации по внесению предооплаты за поставку электроэнергии субъектам индивидуального предпринимательства.

Ответ:

Уважаемый Сисенгали!

 

В соответствии с п.2 ст.2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК), граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст.380 ГК РК («Свобода договора»), граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена настоящим Кодексом, законодательными актами или добровольно принятым обязательством. 

В соответствии с п.1 ст.482 ГК РК, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно ст.488 ГК РК, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законодательными актами или соглашением сторон.

Так, согласно п.3 ст.399 ГК РК в случаях, если на проект договора, направленный стороной, для которой заключение договора обязательно, в тридцатидневный срок получен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, на сегодняшний день, норма ст.488 ГК РК, регламентирующая оплату э/э за фактически принятое абонентом количество электроэнергии не является императивной, поскольку может быть изменена соглашением сторон.

Учитывая вышеизложенное, расчеты за э/э могут производиться в зависимости от условий заключенного договора, а именно, как за фактически полученное количество, так и путем внесения предоплаты до окончания расчетного периода.



Руслан [ruslan777@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Добрый день! Может ли антимонопольный орган на своем сайте сообщать о планиуемых заседаниях правления и публиковать повестки данных заседаний? Было бы интересно заранее знать о планируемых вопросах.

Ответ:

В соответствии со статьей 40 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» Правление состоит из пяти человек.  Кроме руководителя антимонопольного органа, который является Председателем Правления и его заместителей в составе Правления два представителя от Правительства Республики Казахстан. Члены Правления назначаются и освобождаются Правительством Республики Казахстан.

Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. При этом дата проведения Правления устанавливается с учетом графика работы членов Правления и может подлежать изменению, в связи с чем, заблаговременное опубликование даты не представляется возможным.

Согласно Регламенту, утвержденного постановлением Правления Агентства от 13 мая 2009 года № 27-ОД полная повестка дня Правления формируется и утверждается Председателем Правления не позднее, чем за пять рабочих дней до его проведения. Однако, в исключительных случаях, когда заседания Правления проводятся в срочном порядке, повестка заседания Правления может быть изменена и (или) дополнена Председателем Правления.

При этом документы, которые используются в работе Правления, в том числе Повестка дня и материалы по каждому вопросу Повестки являются служебными документами для внутреннего пользования и не подлежат публикации на сайте. Аналогичная практика предусмотрена Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300, где Канцелярия составляет проект повестки дня заседания, который утверждается Руководителем Канцелярии по согласованию с Премьер-Министром либо лицом, исполняющим обязанности Премьер-Министра, незамедлительно рассылает повестку вместе с соответствующими материалами членам Правительства и другим должностным лицам в соответствии со списком приглашенных на заседание, подписанным Руководителем Канцелярии, но не размещает ее в СМИ.

Таким образом, опубликованию на сайте Агентства подлежат только решения, принятые Правлением.



Вагиз Иксанов [Ixan027@gmail.com] , Алматы
Вопрос: Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: В соответствие с подпунктом 5 пункта 1 статьи 50 ЗРК «О конкуренции», экономической концентрацией признается участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условия ведения их предпринимательской деятельности. При этом в Законе ничего не говорится о независимых членах совета директоров акционерных обществ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 64 Закона «Об акционерных обществах», независимые члены совета директоров (независимые директора) не являются аффилиированными лицами общества. Исходя из изложенного, просим ответить на вопрос, требуется ли получать согласие на экономическую концентрацию для участия одних и тех же физических лиц в советах директоров (в качестве независимых директоров) в двух и более субъектах рынка?

Ответ:

Уважаемый Вагиз!

 

В соответствии со статьей 49 Закона Республики Казахстан                           от 25 декабря 2008 года «О конкуренции» (далее - Закон) в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего или монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), предусмотренных статьей 50 настоящего Закона.
         Субъекты рынка, намеревающиеся совершить экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о предоставлении согласия на экономическую концентрацию.

Так, согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 50 Закона экономической концентрацией признается участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условия ведения их предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом 20) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» независимый директор - член совета директоров, который не является аффилиированным лицом данного акционерного общества и не являлся им в течение трех лет, предшествовавших его избранию в совет директоров (за исключением случая его пребывания на должности независимого директора данного акционерного общества), не является аффилиированным лицом по отношению к аффилиированным лицам данного акционерного общества; не связан подчиненностью с должностными лицами данного акционерного общества или организаций - аффилированных лиц данного акционерного общества и не был связан подчиненностью с данными лицами в течение трех лет, предшествовавших его избранию в совет директоров; не является государственным служащим; не является аудитором данного акционерного общества и не являлся им в течение трех лет, предшествовавших его избранию в совет директоров; не участвует в аудите данного акционерного общества в качестве аудитора, работающего в составе аудиторской организации, и не участвовал в таком аудите в течение трех лет, предшествовавших его избранию в совет директоров.

Таким образом, принимая во внимание, что независимый директор в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» является членом совета директоров, то для участия одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка в соответствии с Законом будет являться экономической концентрацией и, следовательно, на осуществление последней требуется предварительное согласование с антимонопольным органом.



Женис [zhenys.alenov@azkrk.kz] , Алматы
Вопрос: Хочу задать вопрос об акции магазина "Спортмастер" на Ленина-Кирова, которая идет у них со дня открытия и до 20 ноября. При первой покупке продавец предложила оформить клубную карту и сразу же посоветовала купить третью вещь, чтобы получить бонусы в честь открытия магазина. Когда делали вторую покупку неделю назад, у них началась акция 2500 бонусов (тенге) при любой покупке и начинает действовать она через три дня после осуществления покупки. Был дан чек, где указано, что начислено 2500 бонусов. На днях мне пришло смс сообщение на мое имя, где говорится об этой акции. Решили использовать накопленные бонусы ( всего за все покупки накоплено 10 000 тенге), но когда пришли в магазин, продавцы сказали, что можно использовать только 30 % бонусов, т.е нужно купить товар на сумму 30 000 тенге, из них вычитаются 10 000 бонусы, а 20 000 нужно заплатить наличными. На мой вопрос почему об этом не было сказано сразу при осуществлении первых покупок, менеджер и директор магазина ссылаются на правила их магазина и клубной карты и утверждают, что мы должны были узнавать правила на их сайте. При этом в смс сообщении, которое они рассылают, говорится о начислении бонусов, но ни слова про эти 30 процентов. В их магазине под самым потолком висят рекламные банеры, где очень большими буквами написано про 2500 бонусов с каждой покупки и там же мелким шрифтом какой-то текст, но опять ничего не сказано про то, что можно использовать только 30%. На вопрос - почему эти правила с указанием подробной информации не размещены в здании магазина для того, чтобы покупатель имел доступ к полной и достоверной информации об акции, директор не смог (или не захотел) дать объяснений. Согласно Закона РК «О рекламе» и Закона «О защите прав потребителей» в отношении товаров, работ и услуг потребителю должна предоставляться полная и достоверная информация. В данном случае, потребителю говорят первую часть информации и при этом умалчивают о второй важной составляющей. В связи с этим у меня вопрос, может ли подобная реклама или акция рассматриваться как недобросовестная и не соответствующая законодательству Казахстана? Какой государственный орган отслеживает и наказывает за подобные случаи? Директор магазина (представитель из России) уверен в правомерности проводимых ими акций. Магазин курируется из Москвы и представительства в виде офиса в Алматы не имеет (по информации директора). Попытка зарегистрировать претензию на сайте российского "Спортмастера" не увенчалась успехом, т.к. клиентский сервис не работает. Жалоба была передана устно оператору горячей линии без каких-либо последующих действий со стороны компании. Спасибо заранее за совет.

Ответ:

Уважаемый Женис!

 

       Согласно письму Генеральной прокуратуры Республики Казахстан            от 21 декабря 2010 года № 8008, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» обращения, по которым невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, относятся к категории анонимных обращений, которые не подлежат рассмотрению.

       Вместе с тем, сообщаем, что в соответствии со статьей 42 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» потребитель может обратиться с заявлением или жалобой             в общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) (далее – Общественные объединения), которые  вправе обращаться с претензией к исполнителю услуги об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

       В случае не предоставления ответа на претензию в течение десяти календарных дней или отказа в устранении нарушений и возмещении причиненного убытка (вреда) в добровольном порядке, Общественные объединения вправе обратиться в суд. При этом данный иск государственной пошлиной не облагается.

       Перечень общественных объединений по защите прав потребителей, функционирующих в г. Алматы, размещен в разделе «Защита прав потребителей» сайта Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство).

       С учетом изложенного и, принимая во внимание, что изложенная в обращении ситуация произошла в магазине «Спортмастер», города Алматы, угол улиц Ленина-Кирова, полагаем возможным, рассмотреть действия субъекта на предмет соответствия антимонопольному законодательству, в случае поступления официального от Вас обращения в Межрегиональную инспекцию по Алматинской области  и городу Алматы по адресу: г. Алматы, ул.Мауленова, 92 (7272) 676350.



первая | « | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | » | последняя