Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Архив новостей



Какой уровень конкуренции на товарных рынках?



GISMETEO: Погода по г.Астана

Курсы валют Нацбанка РК
prodengi.kz
Логин:


Пароль:


"Построим будущее вместе"

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28 января 2011 года
Блог Председателя









 «Бейбітшілік пен жасампаздықтың 
20 жылы»

«20 лет мира и созидания»


Вопрос-ответ


Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.
Ваше имя (*)

Город

Email

Ваш вопрос



Повторите код на картинке



Анатолий [chi-anatoliy@azkrk.kz] , Жезказган
Вопрос: Где можно прочитать(скачать)письма Агентства от 19 марта 2010г.№03-2/188, от 23 февраля 2010г.

Ответ:

Уважаемый Анатолий!

 

Информация, содержащаяся в исходящих письмах Агентства, является ответами на запросы конкретных предприятий, ведомств и т.д. (далее – адресаты), обратившихся в Агентство, и направляется только   соответствующим адресатам.  

Для возможности ознакомления с содержанием писем Агентства Вам необходимо обратиться к адресатам, которым направляется исходящая корреспонденция Агентства. В случае, если данные лица посчитают нужным ознакомить Вас с содержанием писем Агентства, Вы получите необходимую информацию.

Вместе с тем, сообщаем, что исходящее письмо от 19 марта 2010 года № 03-2/188 не зарегистрировано в базе данных ЕСЭДО.  



Аскар [tuganbaev_askar] , Алматы
Вопрос: Здравствуйте уважаемые представители Агентства по защите конкуренции. Буду весьма признателен, если Вы ответите на следующие, очень важные для нас вопросы №1 При выборе заключения договора без применения норм закона в соответствии со статьёй 4 ЗРК О гос.закупках каков алгоритм и каким НПА определён алгоритм

Ответ:

Уважаемый Аскар!

 

Данный вопрос не входит в компетенцию Агенства. Обратитесь в уполномоченный орган - Министерство финансов РК.



Алексей Алексеевич Андреев [andreev_a@igr.kz] , г.Курчатов, ВКО
Вопрос: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Прокомментируйте, пожалуйста, положения антимонопольного законодательства применительно к республиканским государственным предприятиям. В соответствии с подпунктом 1) части 2 статьи 145 Закона «О государственном имуществе» от 01.03.2011 г. № 413-IV ЗРК, республиканские государственные предприятия (РГП) в настоящее время не вправе иметь в своем составе дочерние предприятия. Вполне очевидно, что все РГП сейчас постараются удержать свои, теперь уже бывшие, дочерние предприятия, поэтому будут производить свою реорганизацию с целью присоединения этих дочерних предприятий к себе. На языке Закона РК «О конкуренции», это есть экономическая концентрация (подпункт 1), п.1 ст.50) для которой требуется согласие антимонопольного органа (ст.49) в случае, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер МРП (п.3 ст.50). Очевидно, что почти у всех РГП и входящих в их состав дочерних предприятий общая балансовая стоимость активов и совокупный объем реализации товаров превышает двухмиллионнократный размер МРП, и на первый взгляд им всем требуется согласие антимонопольного органа на проведение экономической концентрации, то есть на реорганизацию путем присоединения. Однако, из этого правила есть исключение, предусмотренное п.п.3) пункта 2 той же ст.50 Закона РК «О конкуренции». То есть экономической концентрацией не признается осуществление сделок, указанных в пункте 1 статьи 50, если такая сделка происходит внутри одной группы лиц. Понятие группы лиц полно раскрыто в ст.7 Закона РК «О конкуренции». Таким образом, получается, что практически все РГП подпадают под действие ст.7 Закона, и несмотря на требования п.3 ст.50, для всех РГП, имеющих в своем составе дочерние предприятия, как для одной группы лиц, согласие антимонопольного органа на проведение экономической концентрации не требуется. Верно ли это?

Ответ:

Уважаемый Алексей Алексеевич!

  

         Экономической концентрацией признается в том числе и реорганизация субъекта рынка, происходящая путем слияния или присоединения (подпункт 1) пункта 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее - Закон).

         Группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется условие, когда юридическое лицо или несколько аффилиированных юридических лиц имеют возможность определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления (подпункт 2) пункта 1 статьи 7 Закона).

Как Вы верно отметили, не признается экономической концентрацией осуществление сделок, происходящих внутри одной группы лиц (подпункт 3) пункта 2 статьи 50 Закона).

            Поэтому в описанном Вами случае реорганизация государственных предприятий не признается экономической концентрацией и не подлежит согласованию с антимонопольным органом.

В тоже время, государственная регистрация, в том числе перерегистрация субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа (5-ый абзац статьи 14 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»).

Таким образом, если дочернее предприятие присоединяется к государственному предприятию, которое уже получило согласие антимонопольного органа, то согласие антимонопольного органа не требуется. Если создается самостоятельное государственное предприятие, то на его создание в соответствии со статьей 31 Закона Республики Казахстан «О Конкуренции» требуется согласие антимонопольного органа.



Багила [9potomok@azkrk.kz] , Астана
Вопрос: Здравствуйте! Меня интересует следующий вопрос. Согласно ст. 78 Закона "О конкуренции" юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними лица, созданные до введения в действие данного Закона, обязаны в течение трех лет со дня введения в действие Закона получить положительное заключение антимонопольного органа на дальнейшую деятельность на соответствующем товарном рынке. Вопрос: подпадает ли под данную норму приобретение государством или национальным холдингом 50% и более доли акции АО (юр.лица), если в период введения введения в действия Закона государство и нац.холдинг владели всего 25% доли акций юр.лица? Требуется ли в последующем положительное согласие антимонопольного органа согласно ст.78 Закона либо данное приобретение уже будет рассматриватся как экономическая концентрация? Спасибо за внимание.

Ответ:

Уважаемая Багила!

 

 Юридические лица, более 50-ти % акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними лица, созданные до введения в действие Закона, за исключением когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, обязаны в течение 3-х лет со дня введения в действие Закона получить положительное заключение антимонопольного органа на дальнейшую деятельность на соответствующем товарном (пункт 1 статьи 78 Закона РК «О конкуренции» (далее – Закон).

 Аффилиированные лица юридических лиц, более 50-ти % акций (долей) которых принадлежат государству, - юридические лица, в которых более 50-ти % акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, более 50-ти % акций (долей) которых принадлежат государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффилиированному лицу более 50-ти % акций (долей) иного юридического лица (подпункт 1) статьи 6 Закона).

Таким образом, юридическое лицо, в котором менее 50-ти % акций (долей) прямо либо косвенно принадлежали юридическим лицам, более 50-ти % акций (долей) которых принадлежат государству, созданное до введения Закона, не подпадает под понятие «аффилиированные лица юридических лиц, более 50-ти % акций (долей) которых принадлежат государству».

 В связи с чем, данному юридическому лицу не требуется согласие антимонопольного органа на дальнейшую деятельность на соответствующем товарном рынке.

Вместе с тем, отмечаем, что приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25-ю % указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) распоряжалось 25-ю % голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка будет признаваться экономической концентрацией (пункт 1 статьи 50 Закона).

 Согласие антимонопольного органа на осуществление сделок требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке (пункты 1, 3 статьи 50 Закона).

 В связи с чем, ввиду недостаточности информации, которая четко отражала бы действующую ситуацию, невозможно предоставление однозначного разъяснения по вопросу требуется ли получение согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию.

 При этом, согласно пункту 5 статьи 49 Закона, в случае, если предоставленная информация недостоверна и будет совершена экономическая концентрация без согласия антимонопольного органа, которая привела к установлению или усилению доминирующего или монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции, то данная сделка может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.

 Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 147-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях Агентство вправе привлечь к административной ответственности за совершение экономической концентрации субъектами рынка без получения разрешения антимонопольного органа в случае, если наличие такого разрешения необходимо.



Ташмуханов Селбай [ukmbirx@azkrk.kz] , Атырау
Вопрос: Добрый день! Вопрос по государственном закупке. Какие документы представить ИП, ТОО для участия в закупках из одного источника, обязательно ли подписывать протокол из одного источника первым руководителем?

Ответ:

Уважаемый Ташмуханов Селбай!

 

Данный вопрос не входит в компетенцию Агенства. Обратитесь в уполномоченный орган - Министерство финансов РК.



Оксана [levchenko.oksi@azkrk.kz] , Алматы
Вопрос: Скажите пожалуйста какой Лимит бензина применяется в бюджетной организации на 1 автомобиль

Ответ:

Уважаемая Оксана!

 

Данный вопрос не входит в компетенцию Агенства. Обратитесь в уполномоченный орган - Министерство финансов РК.



Мухан Шыныбеков [muhan.1977@azkrk.kz] , ЮКО. Махтааральский р-н. село Тегистик
Вопрос: СТК "Тегистик" мекемесі мен басышы Сапан.Байжегитов мырза 2009-2010 жылдары ағын су жетгізіп берген ушін, өз еркімен көтерінкі бағамен тарифын тіркемей өзінің пайдасына және қалтасына 2101262тенге салып өкіметке қайтармай отыр. Әділетіке жатама?

Ответ:

Құрметті Мұхан Шыныбекұлы!

 

Бұл сұрақ Агенттіктің құзыретіне кірмейді. Осы мәселе бойынша уәкілетті орган - Қазақстан Республикасы Табиғи монополияларды реттеу агенттігіне және құқық қорғау органдары.



Наталья [natfilnas@azkrk.kz] , Шахтинск
Вопрос: Здравствуйте!В г.Шахтинск повысили тариф за эл/энергию с 01 января 2011, раньше он был 6,96 тг/КВт, теперь же 9,51 тг /КВт .Но вот в чём проблема:жителям города выставили счета по новому тарифу даже за декабрь!!!То есть показания снимали например с 18 декабря по 18 января-вся сумма по новому тарифу и перерасчёт они отказываются делать, объясняя тем, что 31 декабря они не могли у всех поголовно снять показания, чтоб выставить за декабрь по старому тарифу. Но это же незаконно!!!Просим Вас оказать помощь жителям города и разобраться в сложившейся ситуации

Ответ:

Уважаемая, Наталья!

 

В соответствии с отраженной Вами информацией, в действиях энергоснабжающего предприятия г. Шахтинска Карагандинской области, усматриваются признаки ущемления законных прав потребителей, в части необоснованного выставления платы за электроэнергию за декабрь 2010 года по тарифам, официально введенным в действие только с января 2011 года.

При этом, указанное нарушение подпадает под квалификацию статьи 13 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» - злоупотребление доминирующим или монопольным положением.

Вместе с тем, в целях рассмотрения действий субъекта на предмет злоупотребления своим доминирующим положением, последний должен состоять в Государственном реестре субъектов рынка занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

В связи с чем, необходимо установить наименование предприятия,  также установить наличие его доминирующего положения, в целях рассмотрения его действий на предмет наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, Вам необходимо официально обратиться с подтверждающими материалами в территориальное подразделение по Карагандинской области Межрегиональной инспекции Агентства по Акмолинской, Карагандинской областям и городу Астане,  находящееся по адресу: г.Караганды, ул.Костенко, 6, тел.: 8 (7212) 42-35-51, 42-47-50.



Игорь [ix.xfer@gmail.com] , Актау
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста http://lada.kz/aktau_news/communal/rost_tarifov_i_vozvrawenie_monopolistom_delty_eto_socialnaya_bomba_zamedlennogo_dejstviya_otschet_vremeni_poshel/?p=1

Ответ:

Уважаемый Игорь!

 

Перейдя по указанной Вами ссылке мы внимательно ознакомились со статьей опубликованной Игорем Нестеровым в интернет-еженедельнике города Актау «Лада».

Главным мотивом данной статьи является недовольство повышением тарифов на предоставляемые услуги ТОО «МАЭК – Казатомпром», а также действиями Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и Агентства РК по защите конкуренции (АЗК).

Однако, для справедливости необходимо понимать какими функциями наделены АРЕМ и АЗК.

Отличия между 2-мя госорганами заключаются в выполняемых ими функциях и полномочиях, которые четко разграничены действующим законодательством.

АЗК в своей деятельности руководствуется Законом Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон), в соответствии с которым компетенцией антимонопольного органа (АЗК) является предупреждение и устранение злоупотребления доминирующим или монопольным положением на соответствующем товарном рынке, за исключением нарушений, предусмотренных законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках.

В свою очередь, АРЕМ руководствуется Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках», регулирующим деятельность в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках. Также, одними из целей данного закона является государственное регулирование и контроль за ценообразованием на регулируемых рынках.

Регулирующие органы (АРЕМ, Министерство связи и информации) осуществляют ценовое и техническое регулирование, мониторинг цен субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на регулируемых рынках и субъектов естественной монополии.

Регулируемые рынки – это товарные рынки, на которых введено государственное регулирование цен в соответствии с законами. К таким рынкам согласно Закону «О естественных монополиях и регулируемых рынках» относятся рынки в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, нефтепродуктов и газа, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи.

Однако следует заметить, что регулирование начинается с момента включения субъектов данных рынков в формируемый АЗК Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (Реестр), после чего регулирование их деятельности осуществляют регулирующие органы.

Как можно понять, виды деятельности упоминаемого в статье                        И. Нестерова ТОО «МАЭК – Казатомпром» были отнесены к регулируемым, после того как АЗК своим приказом от 3 декабря 2009 года № 366-ОД включило данное предприятие в Реестр по таким видам деятельности как оптовая реализация электроэнергии по Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областям, розничная реализация электроэнергии (электроснабжение) по Мангистауской области, демеркуризация ртутных ламп по Мангистауской области.

С этого момента, регулирование и контроль за ценообразованием работ и услуг данного предприятия осуществляет АРЕМ.

К сожалению, часто функции по тарифному регулированию ошибочно относят к полномочиям АЗК и, соответственно, kрост тарифов на услуги субъектов естественных монополий относят к недостаткам антимонопольного регулирования.



Елена Юрьевна [gipsopol2009@yandex.ru] , Россия
Вопрос: Здравствуйте. Наше предприятие поставляет из России в Казахстан продукцию с 2004 г. под товарным знаком зарегистрированным у нас в России. Приоритет товарного знака с октября 2005 г. Недовно мы узнали, что в Казахстане с 2008 г. под таким же точно товарным знаком одно из предприятий Казахстана начало выпускать продукцию того же товарного ряда, что и наша продукция. Мы не знаем зарегистрирован ли товарный знак казахского производителя. Мы считаем это недобросовестной конкуренцией, так как наша продукция хорошо известна в Казахстане и мы не мало вложили средств с 2004 года в ее продвижение на ваш рынок. Вопрос, что мы можем предпринять в рамках казахского законодательства и в рамках Таможенного союза, иных международных договоров для запрета использовать наш товарный знак на продукции казахского производителя? Мы считаем, что это вводит в заблуждение потребителей казахстана

Ответ:

Уважаемая, Елена Юрьевна!

 

Из представленных Вами данных, установить наличие либо отсутствие признаков нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан не представляется возможным, так как не указаны конкретные данные касательно наименования рассматриваемого товара, его производителя, а также казахстанской организации, использующей товарный знак.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, а также нарушающие законные права потребителей. Недобросовестная конкуренция запрещается.

Согласно подпунктам 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 16 Закона неправомерное использование товарных знаков, упаковки, неправомерное использование товара другого производителя, копирование внешнего вида изделия относятся к недобросовестной конкуренции.

В связи с этим, Вам необходимо обратиться в Агентство с изложением имеющихся фактов и с приложением подтверждающих материалов для рассмотрения данного вопроса в рамках антимонопольного законодательства Республики Казахстан.



первая | « | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | » | последняя