Телефон доверия: +7 7172 74 95 16 Главная » Новости » Лента новостей

Лента новостей

03 октября 2008 г.

«Бизнес и Власть» 3 октября 2008 г.
«Себестоимость не имеет значения»
Если мировые цены на сахар будут расти, то по логике аналогичный рост цен произойдет и в Казахстане. А чтобы застраховаться от возможных обвинений в картельном сговоре и установлении монопольно высоких цен, игрокам отечественного сахарного рынка нужно всего-навсего легализовать факт своего монопольного положения на рынке.
Несмотря на отсутствие официальной информации госорганов о монопольном положении группы компаний «Сахарный центр», на самом деле никто особо не пытался делать из этого секрет. Так, согласно информации рекламного характера, ранее размещенной на веб-сайте http://www.sugar.kz/ (ее в последнее время убрали), в группу «Сахарный центр» в прошлом году были включены: четыре завода в РК (АО «Алматинский сахар», АО «Алматы Канты», АО «Коксу-Шекер» и АО «Кант»), три завода в РФ (Елецкий сахарный завод в Липецкой области, Лабинский сахарный завод в Краснодарском крае и ООО «Барбарис-Сахар» в Москве) и завод в Украине (Кирнасовский сахарный завод в Винницкой области).
По данным СМИ, в 2007 году доля «Сахарного центра» на товарном рынке по поставке сахара составляла не менее 60%, что показывает явное монопольное положение этого холдинга. Хотя при этом данная группа отсутствовала в Реестре субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке оптовой поставки сахара. На долю конкурента «Сахарного центра» в лице группы «Азия Сахар» должно было приходиться около 20% рынка.
Слухи об объединении компаний «Азия Сахар» и «Сахарный центр», которые возникали в начале текущего года, официально не подтверждены. Как следствие, на сегодняшний день факт существования монопольной группы «Сахарный центр» и тем более «Сахарный центр – Азия Сахар» де-юре не подтвержден. Судя по всему, по данным органов юстиции, две эти компании не связаны друг с другом. Однако при желании можно легко найти достаточное количество доказательств, подтверждающих нахождение этих субъектов в составе единого холдинга. К примеру, в начале 2006 года все мы были свидетелями резкого роста цен на сахар практически по всей стране (с 90 до 120 тенге/кг). Простейшая логика подсказывает, что аффилированные субъекты не могли не осуществлять координацию условий реализации сахара из единого центра по всем регионам Казахстана. Действия указанных компаний по координации бизнеса, установлению единых цен и одновременному повышению цен по всей стране в соответствии с Законом о конкуренции должны рассматриваться как картельный сговор, за совершение которого предусматривается санкция в виде конфискации монопольного дохода и штрафа в размере 10% от общего оборота всех компаний – участниц сговора.
В этих условиях для собственников «Сахарного центра» (или же, если слухи подтвердятся, более крупного холдинга «Сахарный центр - Азия Сахар») лучшей стратегией развития и защиты бизнеса является признание факта существования группы «Сахарный центр» (или «Сахарный центр – Азия Сахар») и легализация данного факта путем получения разрешения Агентства по защите конкуренции на соответствующие сделки по экономической концентрации. В свою очередь антимонопольный орган, выдавая такое разрешение, должен быть вполне уверен, что позитив от такой концентрации для отрасли и потребителей перекроет возможные негативные последствия.
При таком способе защиты отпадают претензии в совершении картельного сговора, поскольку сговор может быть инкриминирован только тогда, когда сахарные компании (трейдеры и заводы) считаются независимыми друг от друга. Если же они легально находятся внутри одной группы, то есть официально подтверждают свою аффилированность и единую экономическую цель, никакого сговора быть не может. И в этом случае, если цены на сахар в Казахстане поднимутся, но при этом будут сопоставимы с мировыми, нашим сахарным компаниям не могут быть предъявлены какие-либо обвинения в установлении монопольно высоких цен.
Айдын Бикебаев, эксперт по защите конкуренции



На главную

Из послания президента РК

Особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности нашей экономики призвано выполнить вновь созданное по моему поручению Агентство по защите конкуренции. Расширенные полномочия Агентства должны обеспечить успех в “борьбе” с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектами рынка своим доминирующим и монопольным положением, укреплять позиции казахстанского бизнеса в мире. Нужен новый закон, который послужит серьезным толчком для роста предпринимательской активности в стране.







test